Перейти к содержимому

© Все права защищены. Копирование только с письменного разрешения авторов.

IP.Board Themes© Fisana
 

Собачья (Волчья) Звезда Сириус.

Сириус звезда небесная

  • Пожалуйста, войдите, чтобы ответить
12 ответов в этой теме

#1 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:08

Отправлено 13 September 2013 - 18:59

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.
  
Сакральная значимость собаки в культуре народов
  Центральной Азии.

  В древнем Египте, когда от нестерпимой жары наступала засуха, как по волшебству приходила большая вода, разлив Нила. Обычно наводнение приходилось на 19-е число 7-го месяца. Это время, когда на рассвете, перед восходом солнца на оранжевом небосклоне вместе с последними лучами появлялась звезда Софис (егип.) – Сириус (греч.) - Хохдэй мэргэн (монг). Для населения Египта это означало наступление Нового года и начало празднования разлива Нила.
   Появление звезды Хохдэй мэргэн и ее связь с наводнением, случавшееся ровно через 365 дней в течение многих веков, как неизменное явление, послужило толчком к созданию Юлианского календаря – основы современного летоисчисления.
Период сияния на небосклоне Собачьей звезды Хохдэй мэргэн, - это 7, 8 и начало 9-го месяца, - древние римляне называли «собачьими днями» (Britannica, 2002). Соседство самой яркой звезды увеличивает силу лучей Солнца, доводя до max.
   На Западе звезду Хохдэй мэргэн называют Сириус (греч.), в значении «сияющая, блистающая». Российский ученый Щеглов ставит Сириус от арабского «сирай» - сияющая, или же «аль-шира» - открытая дверь, дождливый сезон (Щеглов, 1984.84.).
На латинском языке Собачья звезда – Canis maioris, в значении «созвездие Великой собаки» и альфа звезда, которую монголы называют «созвездие Небесного волка». Его данные: спектр А1, магнитуда 1,5; диаметр в два раза больше солнечного, по сиянию – в 23 раза, находится на расстоянии 8,8 световых лет, - поэтому альфа звезда созвездия Небесного волка является самой яркой звездой.
Собачья звезда Хохдэй мэргэн в культуре народов древнего Египта, Греции и Рима связана с жарким сезоном и разливом Нила.
   А монголы наоборот считают ее звездой Холода, стужи. Причина в том, что родина кочевников находится в северных широтах  земного шара и находится в противоположной стороне от родины людей  вышеназванных стран. Самые длинные ночи в 12-ом и 1-ом месяцах совпадают с самыми большими холодами, и «собачьими (волчьими) свадьбами».
   Не случайно звезда Хохдэй мэргэн находится в созвездии Небесного волка. В этот период, несмотря на ужасный зимний холод, волки собираются многими десятками и ночное небо почти непрестанно озвучивается воем самцов. По времени он совпадает с сиянием «морозных» звезд как «маралы», «обезьяна», «Хохдэй мэргэн». Выше названные «морозные звезды» появляются осенью, исчезают весной, лучше всего видны в зимние месяцы.

стр.1

#2 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:11

Отправлено 13 September 2013 - 19:09

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   Время года делится на теплые и холодные сезоны. Плеяды (обезьяны) появляются в  середине 9 месяца, а за ним, будто сопровождая их, друг за другом появляются «3 марала» - Хохдэй мэргэн – Сириус, определяя ночное время. Это знак того, что оканчивается сезон тепла и Плеяды подают знак, примету, что начинается сезон Холода, поскольку они «звезды холода».(С.Дулам, 1989) Монголы считают эти бесчисленные звезды людьми, жившими на Земле в стародавние времена и потом поднявшиеся жить наверх в Небо. Потому эти мифические герои, совершавшие  некие опасные или великие дела, и на Небе продолжают делать их.
   Во всех монгольских легендах Хохдэй мэргэн  является небесным стрелком, хозяином молнии, и в конечном итоге – главным богатырем космического масштаба. Не случайно на ночном небосклоне после появления «3-х маралов» и «головы косули» (Беллятрикс), преследуя их, почти через 2 часа появляется Хохдэй мэргэн с собаками Асар и Басар. Со времени появления этой легенды – бронзового века – эта охота не окончилась, она продолжается и в наше время.
   Как наши предки кочевники своим легендарным героям придали звездный облик?
   При ознакомлении с небесной мифологией Запада видно, что контуры своих космических героев составлены из большого количества близ находящихся звезд, поэтому занимают в небесной сфере немалое пространство.
Напротив, наши кочевые предки при составлении контура своих героев выбирают в большинстве случаев одну   звезду, оживляя ее, или очеловечивая, что составляет особое отличие.
   В древности у монголов собака и волк являлись синонимами. Поскольку волк считается существом великим и монгольским предком, то было принято не называть его прямо (даже табу) – «волк», нужно говорить иносказательно:
- Тэнгэрийн нохой – Небесная собака;
- Хангайн эзэн – Хозяин земли (обитаемой – хангайн);
- Зэрлиг нохой, хээрын нохой – дикая собака и т.д.

Раньше люди старшего поколения соблюдали этот запрет, а сейчас забыли…
   Монголоязычным народам вообще свойственно говорить в два-три текста, и нужно родиться среди них, чтобы понимать этот феномен.
Собака – одиннадцатый по счету знак восточного-азиатского календаря: ему соответствуют мужское начало Ян и стихия Металла.
Отношение древних китайцев к этим четвероногим было неоднозначным. С одной стороны собака ценилась за преданность, верность, а также за охрану человека и его жилища от потусторонних сил, изгоняя демонов. С другой стороны – собака выполняла роль мусорщика, за что ее презирали.
   Каждая из собачьих пород занимала определенное место в «собачьей   иерархии». Например, высоким статусом обладали собаки породы пай, которые участвовали в охоте, играх и забавах аристократов, за что им оказывали почтение. Также ценились  собаки, сопровождавшие процессии и бежавшие впереди отряда всадников с факелами в пасти.

стр.2

#3 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:12

Отправлено 13 September 2013 - 19:11

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   А собак породы чау откармливали рисом и ели. С больших собак снимали шкуры, из них шили одежду.
О двойственности отношения к собакам весьма красноречиво говорят две китайские пословицы: «Каждый любит собак по-своему» и «Лучше иметь собаку, чем дочь».
В китайском изобразительном искусстве и скульптуре часто встречаются изображения собак Будды – устрашающего вида львиноподобных  псов. Их размещали у входа в буддийские храмы.
   В спальнях замужних женщин можно было встретить изображения «небесных собак» - по китайским верованиям они хранили здоровье и жизнь детей. Женщины, рожденные в год Собаки, перед тем, как решиться забеременеть, покупали изображение этого животного-хранителя.
   Хроники свидетельствуют, что один китайский император держал при дворе целую свору собак, имевших чины, звания и даже законных жен!
У народности яо, обитающей в джунглях Южного Китая и  сохранившей до наших дней общинный уклад жизни, собака является тотемным животным, ее почитают как первопредка, от которого пошел род яо.
   Народы Азии, Африки и Океании верили, что собака умеет вызывать огонь и управлять им. Согласно преданиям, именно собака впервые получила огонь с помощью трения. В североамериканских и сибирских мифах собака – неистощимый выдумщик, создатель или похититель огня для людей.
   В некоторых легендах утверждается, что это из-за оплошности собаки люди потеряли дар бессмертия.
   Древнекитайские астрологи связывали различные космические события с поведением Небесной Собаки. Считалось, что, будучи разгневанным, это божество заглатывает Солнце или Луну – отсюда возникают солнечные или лунные затмения.
Хотя согласно учению фэн-шуй Собака олицетворяет созидательный и благотворный принцип янь, но, являясь «стражем ночи», она одновременно символизирует деструктивное начало инь, несущее разрушения и катастрофы.
«Чтоб тебе никогда не довелось жить в эпоху перемен!» - с таким пожеланием обращаются друг к другу мудрые китайцы в годы Собаки, потому что эти годы  состоят из реформ во всех сферах жизни.
   В провинции Аньян, чуть южнее центра Китая, найден архив главного оракула иньской эпохи, в расшифрованных надписях на «гадательных» костях которых, были зафиксированы случаи таких жертв собаками, например:
1. «Принесите в жертву собак  Матери-Квадратная чаша».
стр.3

#4 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:13

Отправлено 13 September 2013 - 19:16

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

2. «Вам гадал и сказал: принесите в жертву собак Матери-Квадратная чаша».
3. «Гадали (…): охотиться (в местности) Шуай, принесите в жертву Отцам – собак, Матерям – собак, Прародительнице рек – собак, Прародительнице гор – собак».
   4. «Зажарить Священной реке, благоприятно собак».
5. «Принесите в жертву Матери – прародительнице одного барана, одну собаку».
6. «Принесите в жертву Матери–прародительнице одну собаку».
   А вот фраза из «Каталога гор и людей»(«Шань Хай Цзин»), составленном до нашей эры: «Реке Трупа как  (духу) Неба приносят в жертву жир жертвенного животного. У ее верховий закалывают черную собаку…» [1].
   В склепе Суйдутунь (Китай), «срединная яма» содержала захоронение человека и сопутствующей собаки, лежавшей сбоку, головой на север, мордой на запад, а также глиняный на горшок и миску. Подобная ситуация была и в соседних склепах, а одна из погребальных камер при значительном количестве людей – сразу 6 собак. Имеются примеры, когда трупы собак находятся рядом с «гадательными» лопатками животных, применявшимися китайскими жрецами во время ритуальных действий [2].
   Однако во всех случаях специалисты зоологи, биологи, равно как кинологи,  не занимались изучением костных останков собак на предмет их видовой и породной принадлежности.
   По древним китайским текстам устанавливается, что в эпоху бронзы там имелось несколько пород собак. Ваны и богатые вельможи широко использовали неких «гончих» собак на охоте [3]. Ко времени государства Шань-Инь (2 тыс.лет до н. э.) относятся глиняные статуэтки, изображающие собаку породы чау-чау. В древних китайских рукописях она называется «татарской собакой» или «собакой варваров», то есть, эти собаки с севера, а на севере Китая находится Маньчжурия, климат которой – подходящая среда для образования у чау-чау густого меха с плотным подшерстком, круглых широких лап, помогающих собакам легко идти по снегу. Чау-чау до сих пор легче переносит зиму и холод, чем жару. Но и версия происхождения из Тибета не лишена смысла. То, что это древнейший представитель семейства шпицев и тибетского дога – бесспорно. От шпицев чау унаследовал веселый нрав, легкость движений и ушки на макушке, в то же время от тибетского дога ему достались массивность костяка, недоверчивость и защитно-караульные свойства характера.
   Любопытно, что у чау иссиня-черный язык. Этот удивительный цвет дал повод описать в древних китайских сказках происхождение чау, якобы, от тибетского медведя, имеющего язык такого же цвета. В Северном Китае эти собаки охраняли монастыри, скот, с ними ходили на охоту не только на копытных, но и на медведя – у них отличное зрение  и верхнее чутье.
   Кстати, первое известия о чау принес в Европу венецианский бриллиантщик, известный всему миру, как  итальянский путешественник Марко Поло (1275-1292г.г.), долго живший в Тибете и Китае, описавший тибетского дога, как мощную черную собаку для сторожевых целей.
стр.4

#5 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:14

Отправлено 13 September 2013 - 19:21

  автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   Он же (Марко Поло), упоминает некую красную собаку – любимицу семьи, но выбирающего одного хозяина, которая очень сдержанно относилась к чужим. Войти в комнату, которую доверили охранять чау, было также небезопасно, как если бы ее охранял тибетский дог.
   Легендами и тайнами окружены декоративные породы собачек, ставшие любимицами  императорской знати. В Китае  это пекинес, прозванный «жемчужина», «собака-солнце», «сладкий цветок лотоса» и «львиная собачка». Из Китая же ведет свое происхождение очень маленькая собачка японский хин (сокровище, драгоценность). В качестве подарков китайскому императору  правители Тибета преподносили оригинальных собак как посланцев мира и благополучия – это лхасский апсо. Этот маленький апсо,  похожий на козу, мог предсказывать своим поведением землетрясения, горные обвалы и снежные лавины. И красавица-малютка  ши-тцу (собачка-хризантема) из Тибета. С Тибетом же связана история таких собак в Китае, как тибетский терьер-зенге (талисман счастья) и тибетский спаниель (молитвенная собака) [4].
   Казалось бы, что общего у малютки  ши-тцу из Тибета,  тибетского спаниеля,  тибетского терьера,  лхасского апсо,  японского хина,  пекинеса из Китая, совсем не декорашкой чау-чау и громадным тибетским мастифом типа Цзан-шо?
Предположим, что культовая буддийская жемчужина – пекинес из Китая попала туда вместе с буддизмом из Тибета, а японский хин таким же образом попал в Страну Восходящего солнца, что вполне логично. Тогда все эти собаки будут иметь четыре общих признака: 1)выходцы из Тибета, то есть жители высокогорья; 2) широкая черепная часть головы; 3) широкая (можно сказать, аномально) грудная клетка; 4) толстый и пушистый, закинутый на спину хвост, - а это главные, отличительные адаптационные признаки монгольской овчарки – собаки, ради которой писалась книга. Почему так - можно узнать в конце книги (Г.Я.)
   Считается, что тибетский дог, как самая крупная догобразная собака Азии издавна была известна и в Китае. Имеются неопровержимые доказательства  того, что их приобретали за пределами древних исконных китайских царств. Один из летописных источников сообщал, что в центральных царствах можно было приобрести хороших скакунов и очень крупных собак - с севера (выделено автором Я.Г.) (…) перья, слоновую кость, шкуры носорогов, краски – с юга (…) изделия из кожи и шерсти, бунчуки из воловьих хвостов – с запада [5]. Это летописное указание интересно тем,  что прямо называют «север» местом, откуда поступали на продажу наиболее  крупные собаки. Севером древние китайцы (да и современные) подразумевали территорию за Великой Китайской стеной, воздвигнутой против северных варваров, и, прежде всего, хунну. Хотя существуют серьезные разногласия в этом вопросе. Все же, это позволяет предполагать, что племена Центральной Азии обрели тибетского дога как бы даже чуть раньше, чем это сделал Китай, первые древние царства которого к эпохе бронзы располагались в низовьях реки Хуанхэ и непосредственно граничили с пустыней Гоби, но до Тибета было еще  далеко.

Стр.5

#6 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:16

Отправлено 13 September 2013 - 19:26

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   Неплохую информацию о роли скотоводческих общин Центральной Азии того времени наскальные рисунки  «селенгинского»  стиля [6]. Фигуры собак имеются на петроглифах Шара-Тала, Чомник, Варварина Гора в Забайкалье, Хубсугул-Нура, Хавцгайта и других памятников в Монголии.
   В Хубсугул-Нуре, например, имеется уникальная по выражению сцена кочевого быта скотоводов, где присутствуют две крупные собаки тибетского типа: одна сторожит домашний скот (пятна-точки) в загоне или на условном обозначении пастбища, а другая как бы образовала пограничную линию вокруг всего этого сообщества людей и животных. Пиктографический знак «Х» в древнекитайской иероглифике дает количественное выражение «пойманной» дичи – 5 (голов).    Если принять за основу принцип  крестографического «прочтения» пиктографической  наскальной письменности эпохи бронзы, то мы увидим в этой сцене графическую фиксацию традиционной шаманской молитвы о достижении семейного счастья и благополучия, где одна собака призывается охранять стадо домашнего скота, а  другая способствовать охотничьей удаче (табл. 2) [7].
   Последняя сцена, кстати, является доминирующей на петроглифах рубежа нашей эры во всей степной полосе Азиатского материка, включая Забайкалье, Монголию, Якутию, Туву, Алтай и Киргизию (табл.3-8) [8].
   Имеются данные об использовании собак в ритуальных целях. Если брать захоронения людей, то кости домашних животных обнаруживаются во всех  «плиточных» могилах эпохи бронзы – раннего железа (от 500 лет до начала н.э.). Это лошадь, крупный и мелкий рогатый скот,  собака и,  как редкое  исключение – дикие животные. Характер расположения костей неясен, так как все могилы были ограблены в древности, что привело к нарушению мест размещения предметов. Лишь в немногих случаях установлено, что поверх могильной кладки укладывались, вероятно, шкуры жертвенных животных вместе с черепами и копытами. Наличие же частей скелетов собак свидетельствует, что они захоранивались целиком и, скорее всего, по центру над перекрывающими плитами [9].
   У сменивших «плиточников» хуннов, четко зафиксирован погребальный обряд, связанный с особой ролью в нем собаки. В ряде захоронений Ильмовой пади на юге Забайкалья (от 1000 лет до н.э. до 1000 лет н.э.) обнаружены специальные захоронения собак, трупы которых находились в каменных плитах каморках на перекрытии деревянной срубовой камеры с погребением человека. Учитывая нарушения могил, от которых обычно страдают следы погребальных обрядов, можно предположить, что практика захоронений собак при умершем хозяине была повсеместной, ибо «сопровождение» собакой покойника в загробный мир являлось обычным явлением, по крайней мере, у некоторых групп хуннского населения.

Стр.6.

#7 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:18

Отправлено 13 September 2013 - 20:39

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   Этот обряд перекликается с таким же ухуаньским обрядом сопровождения погребальной процессии живой собакой с последующим ее умерщвлением и захоронением [10]. В «Хоу Ханьшу» сказано, что ухуани  на похоронах умершего кормили собаку и лошадь, отвозили на ней покойника в сопровождении собаки. Затем они закалывали животных и хоронили рядом с покойным. При этом они говорили, что поручают собаке умершего охранять душу хозяина при ее возвращении на священную родовую гору Уйшань, от которой «происходил» весь народ(11).
   Ухуани жили на территории современной Маньчжурии в период династии Поздняя Хань. Специалисты полагают, что сходство погребальных обрядов между хуннами, ухуань и сяньби  являются свидетельством родственности трех соседствующих этнических образований  Центральной Азии на рубеже эпох. Но это мнение верно лишь наполовину: выше мы уже рассмотрели, что захоронения собак с умершим хозяином  фиксируются в Сибири с позднего палеолита или мезолита, в Китае и в той же Сибири – в неолите, а в Центральной Азии и Забайкалье – в бронзовом веке. О таком же обряде захоронения с лошадью (хойлго) и «четырехглазой» собакой (хойлог) рассказывает в своих краеведческих заметках о Бурятии конца X1X- начала XX века ученый лама, историк, краевед Г.Д. Нацов.
   В этом вопросе мы вплотную подходим к тотемическим выражения, о чем скажем далее.
Что касается хуннов, то кости собаки найдены и на поселениях. На Иволгинском городище (2000 назад) в Забайкалье, в культурном слое за пределами жилых и хозяйственных сооружений, то есть, за городским валом в хозяйственных ямах (типа, свалка для отходов) многочисленную группу находок  составляют кости домашних животных: овца, бык, лошадь, свинья, коза, верблюд, як и собака. Из этого можно сделать вывод, что собаки всего лишь употреблялись в пищу наравне с другими домашними животными.  По видовому составу археологи  условно разделили собак  на три группы – лайкообразные, крупные волкообразные и догообразные [12]. К величайшему сожалению, эти условные определения дали в руки повод нечистоплотным деятелям из собачьего шоу-бизнеса заявлять об этих собаках, как о некоей породе. Все эти находки ждут своих специалистов:  зоологов, биологов и  генетиков.
   Очень интересно пересказывает об отношении  к собаке у  бурят  ученый-этнограф прошлого столетия М.Н. Хангалов.[13]
Собака.

1. Если у собаки конец носа красный, это худо для скота; буряты избегают иметь такую собаку, считают иметь ее за грех; у кого есть такая собака, скот будет пропадать или не будет плодиться.
2. Буряты считают за большой грех держать собаку со стоящими как у волка ушами (по-бурятски хуба шихэтэ). Кто будет держать такую собаку, у того постоянно кто-нибудь в семье будет болеть и даже умрет.

Стр.7

#8 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:19

Отправлено 13 September 2013 - 20:42

автор Гаалина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

3. Собаку, которая лежит поперек двери, считают хорошею, потому что через нее не может войти в дом нечистый или злой дух. Собаку, которая лежит на спине вверх брюхом, тоже считают хорошею, потому что она во время сна просит у Бурхана счастья для своих хозяев.
4.  Если собака вбежит в дом и помочится, это считается хорошею приметою; в семье родится сын или будет прибыль
5.   Собаку, выгоняя на улицу, у дверей бить грех; бить веником тоже грех; выгоняя из юрты,  прижать собаку дверью – грех.
6.Боханские буряты верят, что совсем черная собака с черным небом  во рту не впускает в дом хозяина нечистого или злого духа – он боится такой собаки.
7.   По поверью молькинских бурят, есть, так называемые,  шаман-собаки (бо-нохо), которые все знают о своих хозяевах, и что случится с ними в будущем, как шаман знает о людях. Если к дому хозяина приходят злые духи, то шаман-собака лает и не пускает их. Есть также ворожея-собака (узэлтэ-нохо); такая собака также знает будущее своих хозяев, как ворожея знает о людях. Ворожея-собака также лает на злых духов и не пускает их в дом;  она знает о приезде гостей и лает в ту сторону, откуда они едут. Есть собаки, которые только видят злых духов и лаем не пускают их в дом;  другие собаки вовсе не видят духов. Есть худые собаки, которые постоянным лаем приглашают злых духов; особенно та собака худая, которая лает и воет по-волчьи, смотря на северо-восток; она призывает оттуда злых духов; буряты убивают таких собак; если же убить считают грехом,  то отдают русским или нанимают кого-нибудь убить.  Вообще,  убить собаку – большой грех.

  Легенда о собачьем пае.
«Прежде солома хлеба была покрыта колосом от вершины до корня. Одна женщина коркой хлеба выгребла извержение ребенка и бросила его на улицу. Это увидел Бог и рассердился на людей. Он начал с соломы снимать колосья. Лежавшая собака увидела это и попросила бога оставить ее долю. Тогда Бог оставил часть колоса на конце соломы. Буряты говорят, что нынешний хлеб это собачий пай, оставленный Богом. Поэтому считается грехом жалеть хлеба для собаки».

Легенда о создании людей.
«Прежде была одна вода, а земли не было. Три бурхана, – Шибэгэни-бурхан,  Мадари-бурхан и Эсэгэ-бурхан, все трое хотели сотворить землю.  После этого создали человека. Тело создали из красной глины, кости из камня и кровь из воды. Таким образом, слепили двух человек: мужчину и женщину… Шибэгэни-бурхан остался на земле и оживил сделанных двух человек, которым сотворил караульную собаку. Первых людей бурханы создали с шерстью, чтобы они не мерзли; собаку сотворили без шерсти. Затем Шибэгэни-бурхан поднялся на небо, а два человека спали; собака караулила их. В это время пришел  Шитхыр. Собака стала на него лаять и не допускала его к спящим. Тогда Шитхыр говорит собаке: «Ты не лай на меня! Я тебе

Стр.8

#9 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:20

Отправлено 13 September 2013 - 20:49

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

дам поесть, да еще выращу шерсть на тебе, как на людях. Ты не будешь мерзнуть». Собака согласилась на предложение Шитхыра и не стала лаять. Тогда Шитхыр накормил собаку и плюнул на нее, отчего у собаки выросла шерсть. Поэтому ныне буряты говорят, что шерсть у собаки нечиста.
  Шитхыр подошел к спящим людям и плюнул на них со всех сторон, а сам ушел. Шибэгэни-бурхан спустился с неба на землю и приходит к людям; видит, спящие люди оплеваны Шитхыром, а собака стоит в шерсти. Тогда Шибэгэни-бурхан сильно рассердился на собаку и проклял ее: «Ты всегда будешь ненасытной. Будешь грызть кости от холода и есть человеческие испражнения от голода. Люди будут тебя бить!». После этого Шибэгэни-бурхан оплеванную шерсть на людях гладко выбрил и только оставил на голове, где шерсть не была оплевана Шитхыром. Вот каким образом первые люди лишились шерсти».
Все этнографические исследования указывают, что, в основном,  у бурят были только дворовые собаки, попросту дворняжки. Эти исследования находят свое подтверждение у лингвистов, объединивших все значения слов бурятского языка  в бурятско-русском словаре, в котором понятия о собаке  находится в трех  словах: нохой-собака, гулгэ-щенок, хотошо-дворняжка.[14]
В работе Дамбы Жаргалова «Сказания об охотах облавных» очень подробно расписаны этнографические обычаи и способы традиционных бурятских облавных охот на дикого зверя, в которых собаки вообще не участвовали, и как полноправные фигуранты, и  даже  случайно.
В современном лексическом выражении у бурят очень редко используется старинное слово хореошо (так иногда, и до сих пор называют своих собак выходцы из Монголии), от слова хореучи, курилчи (древнемонг.), то есть охранитель, оградитель, в смысловом значении охранник.  В русском языке есть слова караул, караульный, на казацком диалекте курень(охраняемое поселение), этимология которых восходит к курилчи, хореучи,, хорешо, т.е.охранник, сторож..
Для сравнения: в тибетском словаре о собаках написано четыре с половиной страницы, в которых есть и описание этих собак, и сравнительные характеристики, и название пород, и специализация этих собак. Это говорит о том, что у тибетцев собаки когда-то занимали важное место в жизни и далеко не последнее, поэтому собаководство, как таковое, у них было.
В монгольском словаре слово нохой – собака имеет 142 (!) значения, в которых присутствуют такие важные, как-то: питомник, собаковод, смотритель собак, обучающий собак, травильщик (фигурант), обучающий по следу. Величайшее искусство дрессуры монгольских «канючи» (инструкторов-дрессировщиков) в наше время даже сравнить не с чем, и не с кем.  В описанных Марко Поло облавных охотах монголов принимали участие тысячи собак. Даже представить страшно, как могли управлять таким немыслимым количеством собак! Собаководство у монголов когда-то было высоко развито, причем настолько длительное время, что язык сохранил память об этом. Этому нет аналогов ни в одной стране мира, ни в какое историческое время. По иронии судьбы принято считать, что Европа – это цивилизация, но Азия – отсталый континент. Но, как ни странно, ПОЧТА к нам пришла от Чингисхана, наилучшее военное устройство армии, искусство военной стратегии  и тактики – от Чингисхана, самое  безопасное,  долгосрочное и потому экономически  выгодное  устройство колонизации (управление колониями) пришло от Чингисхана. Полагаю, собаководство и величайшее искусство дрессуры было создано в государстве, населяющим Великую Степь, задолго до Чингисхана. Ни теоретически, ни практически невозможно создать структуру собаководства в разрозненных племенах и народах, озадаченных проблемой выживания, ради которой им приходилось все время воевать. Была высокоразвитая цивилизация. И этому есть немало свидетельств, сохранившихся на земле Монголии.

Стр.9

#10 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:22

Отправлено 13 September 2013 - 20:55

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

В Архангайском аймаке есть пещера под названием «Шар нохой там» (Ад желтой собаке) около потухшего вулкана Хорог, сумон Таар(я)ат . Человек засунул туда четыре волчонка, их забыли покормить. Тогда они загрызли друг друга, остался один, но он потом пропал. И вообще, всех шарайдов называют именно так.
В монгольском доме нельзя держать изображение или шкуру волка. У него есть химорь (мужская сила), потому что он (волк) перетянет ее себе всю от мужчин, живущих в доме.
   Один мужик  убил банхара по незначительной причине. С тех пор у него не держатся банхары, они или умирают, или их крадут, или убивают, или они сами сбегают.
Кое-что о монгольских овчарках удалось найти в охотничьих изданиях начала прошлого столетия.
«Вообще сибирские собаки очень злы и сильны, особенно настоящей монгольской породы, или, как здесь говорят, мунгальской. (Здесь жителей Китая, по ту сторону рек Аргуни  и Онона, вообще называют мунгалами.) Собаки монгольской породы чрезвычайно рослы, сильны и косматы; они бывают обыкновенно черные, напоминают водолазов (ньюфаундлендов). Многие из них в одиночку нападают на волков и давят их без затруднения».
(А.А.Черкасов «Записки охотника Восточной Сибири».М,Ф-ра и спорт,1990.)
В XIX веке  некий учетчик, «грамоте обучен», посланный для обследования  охотничьих угодий в Сибири,  сообщала, что «…собаководства у бурят не наблюдаетца», и  «не во всяком дому (юрте) есть собаки», добавляя при этом, что  «с юга  мунгольцам (монгольским пастухам) помогали пригонять скот большие черные собаки, а к северу у тунгусов (эвенков) помалу (иногда) видели малых собак  разнага цвету (вероятно, лаек), которые помогали туземцам добывать лесного зверя».[15]
   Югом у бурят обозначается их прародина - и Монголия,  и Тибет, и страна богов, и Гималаи. Старики в Бурятии помнят этих больших черных собак, однозначно говоря, что они монгольские, некоторые, правда, называли их тибетскими, но они были очень редкими. Ученые Бурятии подтверждают то же самое. Заниматься разведением или, как сейчас говорят, селекцией собак – никогда не было традицией у бурят, и тому были причины, как этнографического, так и религиозного характера.

Стр.10

#11 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:23

Отправлено 13 September 2013 - 21:03

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   Исторически, буряты являются выходцами из Монголии – данное выражение связано с фактом установления в 1727 году границы между Россией и Китаем, в силу чего часть монгольских  территорий к северу от границы отошла к Бурятии, России, а южная – к Монголии. И это обстоятельство способствовало появлению в последующем установившегося выражения «вышли из Монголии», хотя до проведения границы в понятие «Монголия» включались земли от Байкала на восток и на юг, а исконные буряты жили севернее и на запад от Байкала (современная территория Усть-Ордынского национального округа, Иркутской области). Как писал М.Кроль, в XVII веке размах кочевок был так велик, что монголы с легкостью передвигались от Байкала до пределов современной Монголии. В то время кочевники были мало связаны с территориальными границами и осели лишь тогда, «когда их заставили осесть».[16]
   XVII-XVIII века – это один из интересных и  знаменательных периодов в истории бурятского народа. Это период начала формирования и консолидации бурятского народа из разных племен, проживавших по обе стороны озера Байкала,  как единого этноса.
Первый документ русских о бурятах датируется 1609 годом. В феврале этого года, т.е. через 5 лет после основания Томского острога, томские воеводы Василий Волынский и Михаил Новосильцев в своей отписке русскому царю Василию-IV Ивановичу писали, что «до прихода твоих государевых людей ясак с них (десарских князей) взяли брацкие люди».  Брацкие, братские, браты – так называли бурят служивые русские люди [17].
   Как показывают исследования историков, археологов,  антропологов, лингвистов, на территории Восточной Сибири племена, составившие бурятский народ, исторически сложились из механического соединения  древних разнородных этнических групп. Эти группы имели монгольское, тунгусское, индоевропейское, тюркское и другое происхождение. При этом монгольская группа: «коренные»  ойрат-монголы,  -  играла доминирующую роль. В XIII веке в районе нынешнего Забайкалья обитали мелкие монгольские племена, сформированные на близкородственных связях, главным образом охотничьи, которые не имели общеплеменного названия «бурят». Окончательное оформление бурятской народности произошло в период присоединения Бурятии к России, т.е., между 1628 - 1689 годами.  И «с той поры стали называться «бурятами» все представители местных многочисленных племен (тофалары, уйгуры, дауры. эвенки, татары, китайцы, китойцы, маньчжуры и пр.), оказавшиеся в то время в пределах русской границы и никогда раньше не называвшие себя «бурятами», по названию одного племени бурят-ойратов, о котором неизвестно ничего, ни где обитали, ни онгона (символ, тотем), ни  наречия, ни упоминания о нем среди других племен инародностей, - ничего.  
Точно известно, что к моменту завоевания Бурятии царизмом, т.е. в XVII веке, собирательное название «брацких людей», как писали русские казаки в своих донесениях, стало общеизвестным под словом «бурят». Следовательно, нации "бурят", как таковой, не существовало до этого в природе никогда.

Стр.11

#12 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:24

Отправлено 13 September 2013 - 21:07

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   Однако, как описывают бурятские летописи, хоринские роды, оказавшиеся во Внутренней Монголии (Маньчжурия), к концу XVI и началу XVII века переселились в Забайкалье, покинув родные места [17].
   Что такое переселение кочевников? Это, когда сборные юрты со всей хозяйственной утварью пакуются на телеги, или навьючиваются на лошадей, верблюдов, яков; старики, женщины и дети  устраиваются также; а мужчинам достается самая тяжелая работа: впереди всего табора они гонят скот, который для всех – это жизнь (и питание, и одежда, и меновой товар). Надо полагать, за скотом, помогая его охранять, выходили из Маньчжурии собаки, те самые, пастушье-сторожевые монгольские овчарки  тибетского происхождения. На петроглифах  юга Забайкалья  в пору этнографической современности  встречаются изображения именно таких собак.
   Но не будем забывать, что потомки чингисхановской державы были воинственными людьми. В 1613 году Кетский служилый человек сообщал Сургутскому воеводе о том, что Тюлькиной земли князец не может государю больше платить ясака, «потому что де их воевали брацкие люди,  и что де было у них (государеву) ясаку в сборе,  и тот де ясак у них отгромили  брацкие люди».
   Исторические документы 17 века свидетельствуют о переменных успехах или неудачах между царскими служивыми людьми и брацкими народами в войне за главную статью дохода тех времен – ясак, т.е. пóдать и саму землю. Дело доходило до переселения брацких племен назад в Монголию от непосильного гнета русских. Таким образом, в течение  всего XVII века  скрестились отношения  трех народов – бурят, монголов и русских. В свою очередь, усиление гнета со стороны монгольских тайшей вызывало обратную волну миграции бурят.
   И только с 1727 года при установлении границы между Китаем и Россией, к тому времени достаточно укрепившейся в Прибайкалье и Забайкалье, страсти более-менее утихомирились. А в отчетах экспедиций конца XVIII века и начала XIX века, сообщалось, что бурятская земля  «сошлась рубежем с китайским государством», людей в ней больше 20 000 «на конь садитца», буряты по  хозяйственной базе  их быта «люди пашенные», «люди сидячие», имели «коней, коров, и велбудов (верблюдов) бесчисленно», сеяли ячмень и гречиху [17].
   XVII - XVIII века – это бурное время освоения Сибири до Дальнего Востока, как местными (монгольскими, тюркскими, тунгусскими) племенами, которые расселились там после распада империи чингизидов, так и русскими служивыми людьми, покорявшими Сибирь. Затем у бурят начался  земледельческий уклад жизни вперемежку  со скотоводческим и охотничьим  хозяйствованием, так как Восточная Сибирь – это не только выпаса, но и горы и леса.

Стр.12

#13 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 2,227 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 15 January 2014 - 23:25

Отправлено 13 September 2013 - 21:13

автор Галина Яворская. Улан-Удэ. 2005г.

   Дальнейшее развитие у бурят получили рыболовство, ремесло, имело место торговля, прикладное искусство, песенное творчество, богатейший фольклор. Школьное дело, лечебные учреждения практически отсутствовали, хотя народная медицина существовала всегда [17]. Но, ни в прикладном искусстве, ни в песенном творчестве, ни в богатейшем фольклоре бурятского народа не осталось свидетельств о монгольских или тибетских пастушье-сторожевых собаках, как о таковых. Возможно, у выходцев из Монголии поначалу такие собаки были. Кто поможет чабану, кто защитит его скот от хищников, когда он остается один на один с природой? Но причина отсутствия свидетельств и пренебрежения к добросовестным помощникам чабанов кроется, быть может, не только в сложной,  насыщенной  бурными  событиями, жизни того периода.
   На смену господствовавшей среди бурят шаманистской религии началось проникновение буддийской религии в форме ламаизма. Вот тут появились и понадобились те самые  «четырехглазые» монгольские собаки тибетского происхождения, как свидетельство их священности (зуугийн нохой), для исполнения похоронных буддийских обрядов. По буддийскому поверью душам умерших помогают освободиться из тела  грифы и собаки, пожирающие трупы.
   Вот что пишет по этому поводу Г.Ц.Цыбиков, ученый от РГО (Русское Географическое Общество), по происхождению бурят, - востоковед, монголовед, тибетолог, географ, исследователь стран Центральной Азии,  путешествуя по Монголии более ста лет назад: «…Перед самым хитом с юго-восточной стороны находятся могилки. Здесь разбросано множество костей и черепов человеческих, видны и свежие трупы. Монголы придерживаются мнения: чем ближе кости лежат к хиту, чем счастливей покойный. Поэтому без всякого отвращения, а, напротив, с благоговением  взирают на трупы, пожираемые собаками» [18].
   То же самое культивировалось в Бурятии. Но каково бы ни было «религиозное благоговение», это зрелище вызывает отторжение к главным участникам этого «пиршества» - тем самым «четырехглазым» монгольским собакам тибетского происхождения. По некоторым источникам этих собак тоже приносили в жертву вместе с лошадью покойного. И, если такие собаки плодились и размножались, то стихийно, случайно, без целенаправленного участия человека. В данном случае речь идет о бурятском народе. Хотя буряты являются выходцами из Монголии, но исторически сложились с обособленной собственной культурой и традициями, в которых не было места  собаководству.
   Древние традиции невозможно выбросить из жизни, но, как знать, быть может, появится у бурят новая традиция заниматься собаководством, ведь сейчас это модно. Мода пришла с Западной Европы, где для собак есть парикмахерские, модные пошивочные мастерские, больницы, кладбища, приюты, служба розыска и спасения пропавших животных, - они являются давними традициями. Купирование ушей и хвостов считается издевательством над животными и карается законом. Но  времена меняются, меняются и люди сегодня.

В Монголии массового развития собаководства  сегодня не наблюдается, только в узкоспециализированных организациях, но страна активно заполняется привозными собаками. За последние два года 2012-2013 гг. были организованы национальные выставки из собранных со всей страны монгольских банхаров. На  территории Монголии сохранились несколько древних пород: узэмчинская собака, монгольский тайган, шарайд, и самая ценная - аборигенная монгольская собака банхар, известная в России под названием «монгольская овчарка-банхар». Хотелось бы, чтобы эта бесценная порода собак не исчезла с лица планеты Земля.

Галина Яворская. г.Улан-Удэ. 2005г.




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Copyright © 2020 MongolDog