Перейти к содержимому

© Все права защищены. Копирование только с письменного разрешения авторов.

IP.Board Themes© Fisana
 

Аборигенные Собаки Средней Азии.

аб оригены Азия пастухи чаб аны

  • Пожалуйста, войдите, чтобы ответить
2 ответов в этой теме

#1 Mongoldog

Mongoldog

    Administrator

  • Администраторы
  • 5,152 сообщений
  • МестонахожденияСанкт-Петербург

Отправлено 20 June 2014 - 17:44

Аборигенные чабанские собаки Средней Азии и прочие
прамоллосы. Взаимоотношения с внешним миром.

2445de8b361f.jpg

Ю.К. Горелов, Институт проблем экологии и эволюции
им. А.Н. Северцова РАН
АСКА 2005 2 / (10)

   В течение десятков лет автор этой статьи занимался изучением и охраной животного мира юга Туркменистана и имел возможность наблюдать за жизнью алабаев – пастушьих собак этого региона. Принадлежат они к группе прамоллосов – вислоухих собак Центральной Азии, Кавказа, Ближнего Востока и юга Европы (Горелов, 2004). О некоторых сторонах жизни этих собак и пойдет наш рассказ. Основан он в первую очередь на личных наблюдениях , сделанных преимущественно в Туркмении.  
   Использована и литература, преимущественно по тем регионам, в которых бывал автор во время экспедиций и прочих поездок. Из работ по прамоллосам в первую очередь надо указать на книгу Р.С. Вартаняна (2003) о собаках Кавказа. В тех случаях, когда цитировали неопубликованные сведения, ссылались на то, кому они принадлежат. Рассказы чабанов мы не использовали потому, что в кинологической литературе накопилось слишком много непроверенного информационного балласта.

Собаки и среда их обитания

   Центральноазиатский регион, значительная часть которого входит в ареал среднеазиатских овчарок, огромен. Пустыни, раскаленные летним солнцем, зимой превращаются в насквозь продуваемый леденящим ветром холодильник. Столбик термометра летом порой переваливает за 42° в тени, но ближайшая тень при этом может находиться за десятки километров. Поверхность почвы нагревается до 65°, а то и 70° и прикосновение к ней голой рукой или босой ногой обжигает. Собака, да и человек , находятся здесь между двух огней – палящего солнца и пышущей жаром земли. Зимой же мороз может перевалить за 30°. Приведенные здесь цифры не рекордные, а обычные для региона. В таких климатических условиях живут и работают всегда голодные пастушьи собаки. Удается им это благодаря ряду приспособлений – генетических, морфологических, физиологических, экологических . Некоторые из них мы рассмотрим.

   Ранее мы уже указывали на разнообразие, типичное для большинства популяций прамоллосов (Горелов, 2004) . Гетерозиготность популяции алабаев дает материал для естественного и искусственного отбора собак и позволяет им в течение нескольких поколений приспосабливаться к новым или изменившимся в ту или иную сторону условиям обитания и работы.

Физиологические особенности собак (не только прамоллосов) позволяют им приспособиться к климату пустынь. Знаем мы о них благодаря работе К. Шмидт-Нильсена (1972). При сильной жаре животные поддерживают температуру тела в определенных рамках, путем испарения воды. У человека это происходит при потении, при котором он кроме воды теряет и соли. У собак вода испаряется с влажной поверхности большого языка, слизистой ротовой полости и верхних дыхательных путей. Движение воздуха в них усиливается благодаря так называемому полипноэ – очень частому, но поверхностному дыханию – до 300-400 в минуту. Терморегуляционное полипноэ отличается от усиленного дыхания, связанного с физической нагрузкой. Естественно, такой способ самоохлаждения эффективен только при низкой влажности воздуха, способствующей испарению. Низкая влажность типична для пустынь Центральной Азии и Ближнего Востока. Нужно подчеркнуть, что при полипноэ собака теряет только воду, но не соли, как при потоотделении. Человек не чувствует сколько подсоленой воды ему нужно выпить для того, чтобы восполнить потерю воды и соли и, напившись обычно не восстанавливает их полностью. У собак действует интенсивный механизм регуляции поступления воды в организм. Индикатором служит желудок животного. При питье собаки реагируют на его растяжение и выпивают столько воды, сколько ей нужно.

   В жару собаки предпочитают лежать в тени и таким образом избегают перегревания от солнечных лучей и нагретой почвы. Если тени нет, алабаи, как и волки, роют неглубокую нору – лежку. Солнце прогревает только поверхностный слой почвы, и в норе от жары спасает не только тень, но и то, что ее дно и стенки прохладные. Если собака их нагреет, ей достаточно выгрести из норы немного песка. При наличии воды алабаи охотно купаются. В долине р. Кушки можно видеть как в мелких лужах воды лежат собаки. Вода поднимается по их шерсти как по фитилю и на ветру испаряется. Таким образом собаки охлаждаются.

   Л. и Р. Коппингер считают, что крупные собаки (с массой тела 45 и более кг) обычно страдают от избытка тепла. Они считают сомнительно, что такие крупные собаки могли пережить миграцию, связанную с дальними перегонами скота в Средиземноморье. В первый же жаркий день по их мнению у крупной собаки полопались бы крупные сосуды в мозге. Конечно, укрупнение размеров теплокровных животных целесообразно при обитании в холоде, а не жарком климате. Опыт алабаев в Туркмении показывает, что сосуды в их мозге не лопаются в любой жаре.

   Зимы, иногда очень суровые, собаки переносят хорошо. В многоснежные зимы, которые в Бадхызе бывали примерно дважды в десятилетие, температура снижалась до 32°, а снег однажды держался 70 дней. Домашние бараны по региону гибли десятками тысяч, а в Афганском Бадхызе – поголовно. Гибели алабаев в такие зимы мы не наблюдали.

   Из-за хронического голода собаки часто вынуждены добывать пищу. Они хорошо мышкуют. В годы массового размножения мелких грызунов они играют большую роль в питании алабаев. Охотятся собаки и на более крупных животных. Так в Болгарии в середине прошлого века по требованию охотнадзора на шею чабанских собак навешивали деревяшку, чтобы та била собаку по ногам и мешала преследованию зайцев. Собаки выходили из этого неудобного положения:: при охоте они брали эту деревяшку в зубы. Обычно охота собак на зайцев бывает коллективной. В тугаях Аму-Дарьи зоолог В.В. Марочкина наблюдала совместную успешную охоту двух собак на зайца толая. В Бадхызе встречаются алабаи, покалеченные иголками дикобраза и даже кабаном – секачом. На кабана их натравливал хозяин. Однажды пришлось уничтожить великолепного копека, жившего с хозяином у границы заповедника. Собака, которую весной никто не кормил, в это время питалась ягнятами диких баранов. В свете приведенного выше, мне трудно согласиться с Р. и Л. Коппингер (2005), которые считают, что у лучших сторожевых пастушьих собак никогда не проявляются элементы хищнического поведения, а у особей, которые не дотягивают до уровня лучших (а таких большинство), обычно проявляется только один-два элемента, но очень слабо. По их мнению эти элементы “преследование” и “нападение”.

   Все съеденное алабаи переваривают почти полностью. Два моих алабая , взятые в Туркменистане щенками из отар, вместе в сутки съедают немногим больше одной немецкой овчарки и меньше восточноевропейской. При этом мне приходится следить, чтобы сука не растолстела.

   Собаки, как и волки, не могут обходиться без воды. Алабаи пьют даже очень минерализованную - до 5-6 г/л горько-соленую воду.

   Весьма отрицательную роль в жизни чабанских собак играют эндопаразиты. Заражение алабаев гельминтами происходит при поедании отходов от зарезанного скота и прочей животной пищи, содержащей инвазионных личинок биогельминтов, или путем употребления пищи и воды, загрязненных яйцами и личинками геогельминтов. В результате собаки страдают разными гельминтозами и являются основным источником заражения скота некоторыми из них.

   Много неприятностей доставляют алабаям массовые в Средней Азии клещи, в основном иксодовые. В меньшей степени – кошарный клещ из аргасовых. На одной собаке, особенно весной, могут быть десятки, а то и сотни клещей. От них собаки заражаются рядом болезней . При поедании зараженной пищи и при контакте с другими животными собаки могут получить бруцеллез, сибирскую язву, ящур. Изредка у собак регистрируется бешенство. Не дают “скучать” алабаям и блохи.

Отношения между алабаями

   Казалось бы ясный вопрос о стайных взаимоотношениях собак неожиданно приобрел остроту. Для кинологов начало нашего века ознаменовалось выходом книги Л. и Р. Коппингер “Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак”. Русский перевод появился в 2005 г. Это одна из самых интересных книг о собаках, которую мне приходилось читать. Но, во многих отношения, она и самая спорная. В частности, в ней авторы пытаются доказать, что собаки тем и отличаются от своего предка волка, что тот – животное стайное, а собаки - нет. Действительно, система разведения и воспитания ряда декоративных пород собачек и некоторых бойцовых собак невольно направлена на разрушение присущих виду социальных связей. Но Л. и Р. Коппингерн работали как раз и со сторожевыми пастушьими собаками, для которых стая – обычная форма социальных отношений.

   В местах, где волков много или овцам угрожают люди или медведи, отару ранее сопровождали около пяти собак. Это относилось и к совхозным и колхозным отарам каракульских овец в Туркмении, голов 1000-1400, и к небольшим стадам мясо – курдючных афганским овец в 350-500 голов. В стае собак, сопровождающих отару, чаще всего один копек-вожак, один-два взрослых кобелей, один молодой. Сука одна – реже две.

   Место в иерархии кобелей устанавливается после одной – двух серьезных стычек. Если равные по силе кобели часто дерутся, хозяин избавляется от одного из них. Драки кобелей, даже ожесточенные, носят отчасти ритуальный характер, подчиняются определенным правилам и, как правило, не ведут к гибели одного из противников. В устоявшейся стае выяснение отношений может возникнуть при старение вожака. При поражение уже бывший вожак часто покидает отару. Иногда драки возникают из-за течной суки. У сук попытки изменения места в иерархии возникают в значительной мере в связи с половым циклом – течкой, кормлением щенком. Драки между суками никаким правилам не подчиняются и часто заканчиваются серьезными травмами, а то и гибелью одной из противниц. Это одна из причин, по которой в стае всегда больше кобелей. Указание на якобы личные наблюдения, как несколько взрослых сук в Узбекистане разорвали в клочья волчицу, которая подошла к отаре (Беленький и др., 2001г.), вызывают у меня сомнения в точности наблюдений. Иерархия в стае чабанских собак чаще всего проявляется при кормежке, при распределении мест отдыха, в частности, убежищ от солнца летом.

   Л. и Р. Коппингерн (2005 г.) считают, что стайность волка проявляется и в заботе отца волчат о потомстве, в частности в отрыгивании им пищи. Так как у собак таковое отсутствует, они животные не стайные. Стайное поведение, по мнению указанных авторов имеют не врожденный характер, а формируется в ответ на определенную среду обитания. Волки не всегда собираются в стаи, а в некоторых популяциях вообще никогда этого не делают. Тем не менее, волки – животные стайные, а собаки почему-то - не стайные. Полагаю, что стайное поведение имеет наследственный характер, хотя в какой-то степени зависит и от условий обитания. Группа собак при одной отаре формируется чабаном. Взаимоотношения между собой собаки решают сами. И тем не менее, это - стая.

   Случаются стычки между разными стаями собак. Иногда они носят как бы развлекательный характер. Такое поведение мы наблюдали у водопоя. Воду из колодца наливают в круглый бассейн на фундаменте. Бассейн глубиной до метра возвышается над землей до полутора метра. Из бассейна вода поступает в водопойное корыто. Из колодца с хорошим дебитом воды пьют несколько отар. Овцы, чувствуя воду, идут к колодцу ускоренным шагом. Собаки, тоже изнывающие от жары и жажды, идут быстрее овец и подходят к воде минут на десять–пятнадцать раньше отары. Они пьют и забираются в бассейн купаться. Когда овцы напьются, чабан отгоняет их от колодца, чтобы они не смешались со следующей отарой, которая подходит к этому колодцу.
   Собаки следующей отары подходят к водопою и пытаются забраться в бассейн. Блаженствующие там собаки не торопятся освободить место и держат оборону. Начинается потешное сражение, которое напоминает всем известную картину В.И.Сурикова «Взятие снежного городка». Правда, снега здесь нет, да и температура поля боя повыше. Стычка прекращается с приходом отары. Такие стычки практически бескровны, да и чабаны не допустили бы кровавую драку. В раны собак вольфартовые мухи моментально отложили бы личинки.

   Воспитание молодняка алабаев жесткое. Однажды группа топографов остановилась на овцеводческой ферме. Избалованный двух-трехмесячный щенок алабайчик, который принадлежал работникам топографической партии и не был обучен суровому стайному этикету, начал приставать к старому копеку, лежавшему на песке. Тот слегка зарычал. Щенок не понял. Старый пес приоткрыл один клык. Щенок не прекратил заигрывание. Копек вскочил и схватил щенка поперек туловища. Невольные зрители замерли от ужаса. Пес мотнул головой, и щенок отлетел метра на три. Копек подошел к щенку и показал ему оскаленную морду. Малыш лежал на спине, и по его животу расплывалась желтая лужица. Пес порычал на нарушителя своего спокойствия, поднял над ним заднюю ногу и пометил. Тревога окружающих сменилась гомерическим хохотам. Полагаю, что урок, полученным щенком, хватил ему на всю жизнь.

Собаки и хищные звери

   Основная роль, которую выполняют приотарные собаки – защита овец от волков, иногда от других хищников и человека.

   В Средней Азии и Казахстане волки днем атакуют отару овец, как правило, группой с разных сторон. При этом часть хищников, преимущественно молодых, стараются отвлечь собак на себя. Если это им удается, опытные волки врываются в отару, распугивая овец. При нападении волков овцы сбиваются в кучу, но если хищникам удалось ворваться в стадо, они в панике рассеиваются. В схватку с собаками хищники, как правило, не вступают. Рисковать жизнью ради обеда здоровый опытный волк не станет. Хороший кобель – копек –превосходит волка и в весе и в силе, хотя и уступает ему в реакции и скорости.
   Врожденная осторожность волка предохраняет его от вступления в схватку с собаками. Рассказы “очевидцев” о десятках волков удавленных тем или иным знаменитым копеком в течение его жизни не более чем охотничьи байки. Конечно, не исключено, что совсем молодой или же одиночный очень старый волк может погибнуть при схватке с собаками. Лично мне такие схватки за два десятка лет, проведенных в Бадхызе (юго-восточный Туркменистан), наблюдать не приходилось. Суки алабаев при нападении волков на отару держатся, как правило, вблизи овец. Впрочем, встречаются суки, которые активно участвуют в стычках с волками. Кобели, отгоняя волков, далеко от стада овец не отходят. Если охота волков удачная, то они не довольствуются той добычей, которую могут унести, а режут до нескольких десятков овец.

   Панический страх овец перед волками использовал начальник охраны Бадхызского заповедника А.А. Бащенко при охране заповедника. Отары овец, незаконно выпасающиеся в заповеднике, он разгонял с помощью похожей на волка суки немецкой овчарки. Кобели алабаи ее не трогали, приотарные суки боялись с ней связываться, хотя и были несравненно сильнее.

   В местах, где волки привычны к людям, они могут напасть на небольшое стадо прямо на глазах у людей. На одном из горных кордонов Бадхызского заповедника два волка буквально врезались в группу овец голов в 70-80, которую сопровождал один мальчик. Мы наблюдали за этим с вершины холма с каких-нибудь сотни метров. Волки не обращали никакого внимания на людей, хотя хозяин овец кричал и размахивал руками. Так же игнорировали волки и бежавших к ним собак. Волки пробежали среди овец, казалось бы не тронув их, но потом выяснилось, что у двух овец буквально отрезаны курдюки – короткие хвосты, напоминающие мешки с салом, весом примерно в 10 кг. Мне неоднократно приходилось наблюдать удачную охоту волков на джейранов и обследовать остатки диких баранов и овец, загрызенных волками, но только в этот день я понял насколько буквально выражение “волк зарезал” добычу. Правда, в данном случае больше подходит выражение “волк отрезал” от добычи.

   Ночью, если волкам удается обойти собак, они могут заскочить в кошару. В Туркмении это обычно “агил” - круглый загон из веток. Гибель овец в таком случае может быть значительной, а у собак появляется шанс достать волков только после того, как они выскочат из кошары.

   Весной во время ягнения (окота) волк может рыскать вокруг отары, карауля отставшую от стада овцу, собравшуюся рожать. В таких случаях гибнет чаще всего ягненок. Иногда одна из собак остается у отставшей овцы, карауля ее, но во время массового ягнения, не хватает собак на всех отставших от отары овец.

   Обычные отношения собак и волков можно охарактеризовать как вооруженный нейтралитет. Собаки никогда не подойдут к логову волков, если их туда не ведет хозяин. Волки не трогали двухмесячного щенка алабая, который в одиночку охранял пустой агил, из которого на день угоняли на пастбище овец.

   Однажды три диких барана-уриала запутались в сетях, которые мы поставили для отлова этих зверей в 300 м от кордона заповедника. В этот момент тут были два кобеля алабая. Каждый из них лег у одного из диких баранов. Третьего, неохраняемого, стая местных волков съела почти полностью. Двух охраняемых баранов и двух алабаев они не тронули, несмотря на численное преимущество.

   Иногда при низкой численности волков миролюбие с собаками заменяется любовью. Кобели вяжут волчиц. В Бадхызе мне неоднократно приходилось наблюдать в стае волков вислоухих гибридов рыжего окраса. Есть и музейный материал по гибридам волков и алабаев. Связи волка с сукой алабая более редки. Правда, среди отарных собак встречаются экземпляры довольно длинномордые с сильно развитым затылочным гребнем. Отличаются они повышенной осторожностью, храбростью и хорошей работой. Являются ли эти особи результатом гибридизации покажут только статистически достоверные генетические исследования.

   Миролюбие волков Средней Азии по отношению к собакам, кроме всего прочего, определяется соотношением размеров. Волки этого региона и Казахстана сравнительно мелкие. Средний вес самцов составляет 30 кг, а самок – 26 кг. Волки юго-западной Азии еще мельче. Насколько удачным было бы применение алабаев против более крупных волков лесной и лесостепной зон России сказать трудно.

   Можно полагать, что в том сравнительно недалеком (по сравнению с возрастом прамоллосов) времени, когда огнестрельного оружия не было, волки вели себя значительно агрессивнее. Кстати, указание в кинологической литературе на то, что ружья у чабанов Туркменистана не прижились (Беленький и др., 2000), не соответствуют действительности. Нам часто приходилось сталкиваться с тем, что это оружие использовалось для браконьерства.

   В кинологической литературе имеются сведения нескольких авторов о том, что в 1986 г. для киносъемок были завезены и, якобы, выпущены в Бадхызском заповеднике крупные волки из России – четыре из Сибири и пять из Ленинградской области. Четыре года спустя еще одна группа волков была выпущена в Туркмении. В результате гибридизации с местными волками этот хищник в Туркменистане, стал более крупным (Беленький и др., 2000). В упомянутые годы я регулярно был в экспедициях в Бадхызе, а научный отдел и охрану заповедника возглавляли мои друзья и коллеги. Разрешение на выпуск волков одного подвида на территорию другого подвида никогда в Туркмении не выдавалось. Если выпуск волков был бы несанкционированным, он не прошел бы незамеченным работниками заповедника. Я расцениваю эту информацию как недостоверную. Волки в Туркменистане не стали да и могли стать крупнее. Превращение туркменских волков в сибирские алабаям не грозит.

   Значительный ущерб наносят волки овцам в Закавказье. Овчаркам Йоркского плоскогорья надевают металлические ошейники с шипами, что дает им преимущества в стычках с волками (Вартанян, 2003). Такие же ошейники одевали на пастушьих собак в Болгарии.

   Медведи, как вредители овцеводства, играют заметную роль на Кавказе. Об их взаимоотношениях с пастушьими собаками мы знаем из работ Р.С. Вартаняна (2003). По его данным медведь нападает на отары ночью, предпочитая дождливую погоду или туман. К отаре он подходит обычно сверху по склону. Медведя, приблизившегося к овцам, собаки отгоняют стаей. Псы, работающие сзади медведя, делают хватку, а работающие спереди – отвлекают зверя. Неосторожность собаки может привести к ее гибели. Известен случай, когда медведя от отары отогнала одна собака. Если медведь прорвался к отаре, он может оторвать и съесть несколько бараньих курдюков и унести одну овцу. Хорошо защищают овец от медведей только собаки тех районов, где им часто приходится сталкиваться с этим хищником. Закавказские чабанские собаки медведей боятся.

   В юго-западном Туркменистане в районах низкой численности копытных опасность для скота представляет леопард и реже полосатая гиена. Обычно нападают на овец молодые хищники. Собаки в таких случаях жмутся к чабанам и овцам, облаивают хищника, но не набрасываются на него. По личному сообщению зоолога В.С. Лукаревского, изучавшего леопарда и гиену в западном Копетдаге, однажды молодой леопард пытался напасть на овец. Пастух забрался на пятиметровый обломок скалы и натравливал собак на зверя. Леопард был вынужден спасаться от алабаев на том же камне. Одним ударом лапы хищник сбросил человека вниз и занял его место.

   Что касается туранского тигра, ранее обитавшего в ареале среднеазиатских овчарок, собаки никакой опасности для взрослого тигра не представляли, в то время как тигр мог основательно истребить поголовье собак, облюбованного им кишлака (Смирнов,1883).

Собаки и скот

   Прамоллосы сформировались именно как овчарки. Их использование связано с мелким рогатым скотом, прежде всего с овцами. Дискуссионен вопрос: только ли охраной отар занимаются чабанские собаки или они в какой-то мере помогают хозяевам пасти овец? Собственно пастушьи собаки центральной Европы мельче прамоллосов и специализируются на управлении сравнительно небольших групп овец при их выпасе на небольших пастбищах среди обрабатываемых земель. Эти чисто пастушьи собаки помогают при охране овец от хищников и воров хотя бы лаем, в чем никто не сомневается. Сторожевым собакам Азии и южной Европы некоторые авторы отказывают в том, что большинство из них все же помогают чабанам и при управлении стадом (Коппингер, 2000).

   Ранее я (Горелов, 2004) писал об опыте, поставленном Р.О. Зайнутдиновой на базе питомника “Русская легенда”. Молодые среднеазиатские овчарки московского разведения, никогда ранее не видевшие овец, были приставлены к группе романовских овец голов в 30. Собаки лежа наблюдали за доверенными им овцами, но вставали и сбивали их в кучу, как только те пытались разбрестись. Это поведение явно имело наследственный характер. Молодая сука алабая, вывезенная мною из Туркменистана щенком, не имела опыта сопровождения отар. Мы – наша семья из трех человек и собака – часто гуляли по полю. Для проверки реакции собаки мы расходились в разные стороны, и она старалась сбить нас в кучу. Другая наша сука, также вывезенная из Туркмении 70-дневным щенком, продемонстрировала нам свое удивительное поведение. Однажды мы взяли с собой на прогулку чужих детей. Пятилетняя девочка закапризничала, села на землю и отстала от нас. Собака страшно заволновалась, бегала от нас к девочке и обратно, пыталась вернуть нас к ней. А, когда поняла, что мы не идем к девочке, легла возле нее.

   Л. и Р. Коппингер считают, что сторожевые пастушьи собаки должны расти и социализироваться с овцами, т.е. воспринимать собак как овец. Не уверен, что это так. По меньшей мере – не всегда так. Алабай, выросший не среди овец , попав в отару полувзрослым, а то и взрослым псом, быстро осваивается, перенимает опыт других собак и работает не хуже их.

Собаки и человек

   Алабаи относятся к хозяину как к старшему по рангу, а иногда – и с любовью. К членам его семьи – как к старшим в иерархии или как к имуществу хозяина, которое нужно защищать. Впрочем, если их подзывают подкормить, они охотно слушают не только хозяина. Суровое обхождение с собой алабаи принимают как должное, лишь иногда порыкивают в ответ. Отношения в стае собак сентиментальностью не отличаются, а в смешанной стае собак и людей хозяин является лидером. От европейских пастушьих собак, которые управляют стадом, сторожевые пастушьи собака отличаются ярко выраженной самостоятельностью.

   Количество команд, которым их обучают чабаны, минимально, но отнюдь не из-за непонятливости алабаев. В основном это команды “На”, “Взять”, “Ко мне”. Пастушьему ремеслу они обучаются на примере старших собак стаи, и службу свою, как правило, знают хорошо. Все, что нужно для охраны стада, хорошие алабаи делают и в отсутствии хозяина. Алабаи, за исключением некоторых старых кобелей, очень любят ласку, хотя местное население, а уж тем более чабаны, их никогда не ласкают.

   Отношение приотарных собак к посторонним людям в разных странах зависит от отношения людей к чужой собственности, в частности практикуется ли в данном регионе кража овец из отар. Я не собираюсь оскорблять жителей какой-либо национальности, но факт остается фактом. В Туркменистане в прежние времена были в порядке вещей так называемые “аламаны”- почти что военные набеги на соседние страны или племена. Участники налетов - “аламанчы” в результате военных действий возвращались из набегов с отарами овец соседей и с их девушками. Соседи рассчитывались с ними тем же способом. Хорошее описание набегов дал выдающийся зоолог А.М. Никольский (1900). Украсть же одну овцу из отары в Туркмении позорно. Каждый человек, который подходит к отаре днем и в присутствии чабана, - гость. Собаки его облают, но не тронут. За укус гостя алабай может получить пулю от своего хозяина. Естественный отбор здесь идет на ограничение злобности к человеку.

   По другому ведут себя алабаи, если человек неосторожно подойдет к отдыхающей отаре днем, но в отсутствие хозяина. Собаки окружают и облаивают пришельца, не давая ему возможности двинуться с места. Человеку приходится часами сидеть в окружении казалось бы мирно лежащих вокруг него собак и ждать когда же появится чабан. Упомянутый выше А.А. Бащенко, попав в такую ситуацию, начал бросать песок в глаза собак. Те немного отодвинулись от него. Алексей Афанасьевич, сидя, опять стал бросать в собак песок. Продвигаясь таким образом по 3-4 м, он через полчаса оказался достаточно далеко от овец, и собаки покинули его.
   В пойме р. Кушки у поселка Чемен-и-бит отары, пригнанные утром на водопой, отдыхают целый день на гравии у реки. Чабаны на это время тоже идут отдохнуть и выспаться. Я изучал в этом месте водопои куланов и, возвращаясь с маршрута, проходил мимо отары. И тут же был “взят в плен” собаками. Бросать гравием в собак было рискованно. Пришлось прибегнуть к другому методу высвобождения из плена. Выжав стойку на руках, я начал размахивать ногами. Собаки пришли в большое смятение и разбежались. Осторожные алабаи с разумной опаской относятся ко всему незнакомому. Однако, я бы никому не рекомендовал пугать подобным образом алабая, который охраняет двор хозяина.

   Осторожность алабаев срабатывает и при стычке с противником, который явно превосходит их по силе. Однажды чабан загнал отару овец в заповедник, что было нарушением заповедного режима. Охранник заповедника, соскочив с автомашины, пошел к чабану-нарушителю. Тот науськал на него собак. Пять алабаев пошли в атаку цепью, чтобы окружить человека. Вожак стаи подбежал к егерю и схватил зубами ствол ружья, выставленного для защиты. Раздался выстрел, и вожак упал замертво. Остальные собаки развернулись и неторопливо побежали назад. Противник оказался им не зубам.

   В литературе есть описания страшных историй нападения чабанских собак на чужих людей, которые на улицах аула подошли к отаре. Красочное описание такого нападения, произошедшего в конце позапрошлого века, дает А.М. Никольский (1900). “…при нашем появлении в ауле на нас напали огромные собаки. Большой стаей в 15-20 голов они окружили нас и с яростью бросились под ноги, норовя уцепиться за самые пятки. Отстреливаться от них мы не могли, так как истории всегда происходили среди юрт. Кругом сидели туркмены, которые, скаля свои белые зубы, с удовлетворением смотрели на представление. Прислонившись друг к другу спинами и отмахиваясь от волкоподобных собак прикладами, мы начинали отчаянно вопить, призывая на помощь своего проводника”.

   Нужно отметить, что такие нападения носят демонстративный характер. 15-20 алабаев при необходимости могли бы загрызть кого угодно. Особенно неуютно чувствует себя при таких нападениях человек, едущий на осле. Да и мотоциклист, проезжающий мимо отары, собирает за собой всех собак. Если мотоцикл еле тащится по песку, а собаки атакуют с двух сторон, чувствуешь себя весьма дискомфортно.

   Если алабай без причины кусает даже постороннего человека, хозяин может застрелить собаку. В Туркменистане таким образом в течение многих столетий шел отбор на ограничение злобности собак по отношению к человеку. В Таджикистане, где воровство овец, видимо, дело обычное, чабанские собаки более агрессивны к человеку.

   На Кавказе каждый чужак, который подходит к отаре, - потенциальный враг. Отсутствие злобности к людям – большой недостаток для отарной кавказской овчарки. Собака должна лояльно относиться к посторонним только в том случае, если она находится на нейтральной территории, например, при перегоне овец на другое пастбище. С.Р. Вартанян (2003) пишет, что “многие чабаны учат своих собак нападать на людей, пришедших к отаре с недобрыми намерениями, по определенным знакам. Нападение собак происходит неожиданно для чужака. Например, когда начинается неприятный разговор, и нужна поддержка собак, чабан громко произносит слово, незнакомое для других, или, как бы возмущаясь, хлопает в ладоши. Для посторонних людей нападение собак в этот момент кажется случайностью. Такая скрытая тактика часто спасает чабанов от больших неприятностей” .

Человек и собаки

   Отношения людей с собаками, в том числе и пастушьими, определялось и определяется рядом причин. Оно зависит от благосостояния населения, общественной морали, национальных традиций, религии, а так же от пользы – прямой или косвенной, которую приносила та или иная порода. Рассмотрим отношение к собакам в регионах, входящих в ареал прамоллосов.

   Собака была одним из священных животных в армянской мифологии. У некоторых дагестанских племен она выступала в качестве тотема. Братья лезгинского эпического героя Шарвили – собака и конь (Мифы народов мира, 2000) . В древней Персии, которая охватывала значительно большую территорию, чем современный Иран, во времена зороастрийства (Х век до н.э. – VI в. н.э.) собаки пользовались особым почетом. Согласно священной книге древних иранцев “Авеста” зороастрийцы почитали собаку как следующее по святости после человека существо. В перечне тяжких грехов второе место занимало недостаточное попечение о собаке (Крюков, 1999; Авеста, Видевдат, Фрагард 15). Собаки являлись членом общины, играли важную роль в культе и погребальных ритуалах. Люди верили в то, что сила собачьего взгляда отгоняет зло. В Мерве и Хорезме, куда доходил зороастризм, найдено много небольших скульптурных фигурок собак (Юсупов,1997). Некоторые из мервских скульптур изображали собак типа алабаев., другие – остроухих собак. К дозороастрийским временам относятся терракотовые статуэтки собак, в том числе типа алабаев, из Алтын-тепе, насчитывающие около четырех тысяч лет (Горелов, 2004).

   Иное отношение к собакам было у народов, населяющих пустыни Ближнего Востока. Это можно объяснить тем, что большая часть населения этого региона, скудного по природным ресурсам, жила весьма бедно. Собаки питались чем попало, в том числе экскрементами человека. Кстати, приходится делать это многим алабаям и в наши дни. Естественно, отношение к собакам было как к животным нечистым. Земляные полы жилищ местных пастухов были идеальным местом для существования блох – еще один фактор, чтобы не пускать в них собак. Отрицательное отношение к собакам вошло в монотеистические религии, возникшие в этом регионе. От иудаизма отношение к собакам переняло христианство. В Библии (Ветхий Завет, книга Левит, гл. 11, стих 27) указано: “Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для Вас”.
   Книга Левит является частью пятикнижия Моисеева, которое, согласно библейскому словарю Унгера, была написана примерно между 1520 и 1400 годами до н.э. (Макдауэлл,1992). Пятикнижие Моисея перешло в христианскую Библию из иудейской Торы. Впрочем, у другого автора Библии (Ветхий завет, Экклесиаст, гл.3,стихи 18-21) человек и животные уравниваются: сыны человеческие сами по себе животные. Нет у человека преимуществ перед скотом. На базе иудаизма и христианства возник ислам, перенявший у них, кроме прочего, отрицательное отношение к собакам.

   При возникновении той или иной религии в них отражалось отношение местного населения к собакам и это было естественным. Распространяясь, монотеистические религии охватывали регионы, в которых изначальное отношение людей к собакам было иным. На этой почве порой возникали конфликты. Когда в VI в. н.э. воинствующие арабы принесли на своих кривых саблях мусульманство в Персию, недовольные этим культурные и изворотливые ираноязычные народы стали оплотом шиитизма и прочих отклонений от традиционного ислама. В ответ арабы истребляли любимых персами собак (Крутиков,1999). Собаки стали как бы разменной монетой в чужой сваре. Как всегда при драке страдают в первую очередь невинные! Впрочем, и сами верующие находили способы обойти религиозные запреты. Вход псам в жилище мусульманина строжайше запрещен, но борзые собаки – тазы – в Туркменистане и Казахстане часто укрываются в юртах и кибитках пастухов. Выходит, что тазы вроде бы и не собаки. У православных собака считается нечистой, вход которой в дом неуместен, а кошка, тоже ходящая на четырех лапах, там свободно хозяйничает. Завоевали это право и собаки в христианских городах. Многие стороны жизни мусульман строго определяются правилами религии ислама. Во много меньшей степени это относится к христианству. Большая часть аборигенных прамоллосов обитает в странах населенных мусульманами, меньшая – в христианских. Религия, особенно ислам, определяют отношения человека к собакам. Вот почему мы сравнительно подробно рассмотрели эту проблему.

   Отгонное и кочевое овцеводство немыслимы без прамоллосов, которые охраняют стада от волков и людей. Тем не менее пастушьим собакам отдают должное далеко не везде. Более того, живя вплотную с собаками, часто их не понимают. В Туркменистане к чужим, как правило, очень миролюбивым отарным собакам относятся с большой опаской. У туркменов вызывало удивление, что автор этой статьи позволял себе подойти (естественно, днем и при наличии пастуха) к любой отаре овец, а при случае и погладить большинство из подошедших собак. Кстати, смещение понятия опасности у местных жителей касалось не только собак. Совершенно безобидных для человека песчаного удавчика и стрелу-змею боялись больше, чем крупных и ядовитых гюрзу и кобру. Местные жители считают, что свободное обращение с собаками и змеями связано с владением какого-то “слова”. Слово это у меня неоднократно пытались выведать, а то и выкупить. Никому в голову не приходило, что все дело в элементарном знании собак и в отсутствии страха перед ними. Мальчишка, который проводит каникулы при отаре овец, может подружиться со щенком алабая, но взрослые чабаны никогда собак не гладят. Более того, они часто даже не оказывают им элементарной помощи, например, не дают себе труда вытащить из лапы своего хромающего помощника занозу. Собака для туркменов надежный помощник, но не друг. У христианских народов, например у болгар, отношение к собакам много благосклоннее. Р.С. Вартанян (2003) отмечает это и для народов Кавказа.

   Роль приотарных собак игнорируют специалисты, которые изучают те или иные стороны овцеводства. В сводках по экономике овцеводства собаки не упоминаются, хотя без них потери скота от волков были бы значительными. Тоже относится к работам по экологии и этологии домашних овец.

   Уничижительное отношение к собакам (не только пастушьим) издавна отразилось в лексике многих народов. Слова и выражения типа “собака”, ”пес”, ”сука”, “сукин сын” в адрес человека воспринимаются как оскорбления. Это относится к славянским, тюрским, ираноязычным и, вероятно, к ряду других групп языков.

О сохранении генофонда аборигенных прамоллосов

   Благополучие аборигенных отарных собак прежде всего определяется состоянием популяций волков и, в меньшей степени, медведей и воровства скота в пределах того или иного региона. На юге Европы с сокращением пресса волков начали исчезать пастушьи прамоллосы. Этот процесс шел с запада на восток. Кинологи в разных странах пытаются восстановить поголовье местных пастушьих собак путем их разведения. В результате получаются национальные заводские породы. По внешнему виду собаки заводских пород напоминают исчезнувших прамоллосов, точнее образ, который представляет себе тот или иной селекционер. Естественно, восстанавливается только фенотип, т.к. поведению собак внимание не уделяется.   Сейчас от Балкан до Испании в городах можно встретить красивых собак, которые напоминают своих предков – местных пастушьих прамоллосов. Только кое-где на востоке этого региона пока сохранились в небольшом количестве и сами предки.

   Лучше обстоит сохранение аборигенных собак на Кавказе и в Средней Азии. Прамоллосы есть и в отарах, и в сельских населенных пунктах, и в городах. Кстати, здесь повсюду чабанские по происхождению собаки использовались для охраны дворов и домов местных жителей. Часто этих собак возвращали в отары. Сейчас у обеспеченных людей возникла мода на содержание пастушьих собак в городе.

   В последние десятилетия в городах участилась практика разведения алабаев для боев. В прошлом бои среди алабаев проводились, но для них использовались собаки из отар и кишлаков. Теперь дело поставлено на коммерческую основу. С точки зрения сохранения генофонда аборигенных прамоллосов в этом есть свои плюсы, но минусов больше.

   При смене коллективного овцеводства частным сократилось количество овец и, естественно, собак. При восстановлении частного животноводства фантастически быстро начало увеличиваться количество алабаев, в том числе и за счет вязок сохранившихся не лучших сук с хорошими бойцовыми кобелями. Минус в том, что лучшие чабанские собаки забираются из отар в города, а то и за границу, где их потомство деградирует до состояния заводской породы, негодной для работы со скотом.

   Сильно сказывается на состояние отарных собак и потеря чабанского опыта, который накапливается в течение многих веков, а за несколько последних десятилетий был в значительной степени утрачен.

   Для сохранения и восстановления аборигенных собак , кроме прочего, необходимо улучшение ветеринарной службы: организация регулярной дегельминтизации собак и прививание их от ряда инфекционных заболеваний, завезенных из вне.

   Чабанские собака – продукт тысячелетнего отбора. Без них прожить можно, но жизнь эта будет скучнее!

1012644_584266598261555_1190908287_n.jpg
3644162ee8e0.jpg

Литература:

Беленький В., Мычко Е и др., 2000. Среднеазиатская овчарка: мифы, реальность, перспективы. М.

Вартанян Р.С., 2003. Собаки горы Казбек. Владикавказ.

Горелов Ю.К., 2004. О происхождении и эволюции среднеазиатской овчарки и прочих моллосоидов. Пересмотр легенды. АСКА, №3(8).

Коппингер Л. и Р., 2005. Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак. М.

Крутиков Е., 1999. Газета “Известия”, от 3.12.1999, №228 (25573).

Крюков В.Ю., 1999. Собаки в священной Авесте; Авеста. Видевдат. Фрагард пятнадцатый. Информ САО, вып.4.

Макдауэлл, 1992. Неоспоримые свидетельства. М., СПб.

Мифы народов мира, 2000. М.

Никольский А.М., 1900. Летняя поездка натуралиста. С.-П.

Смирнов Е.Т., 1883. Экспедиция против тигров. “Природа и охота”, т.II, июль. М.

Штидт-Нельсен К., 1972. Животные пустынь. Л.

Юсупов Х., 1997. Страницы истории Туркменистана. М.

#2 Paimen

Paimen

    Advanced Member

  • Участники
  • PipPipPip
  • 78 сообщений

Отправлено 21 June 2014 - 13:54

Часто встречается у разных авторов, в частности у этого, упоминание Библии  о нечистоте собак, в каком то духовном смысле. Хотя в книге левит в главе 11, сказано о чистых и нечистых животных( отдельно собака не упоминается),  только в аспекте принятия этих животных в ПИЩУ. Других упоминаний о нечистоте  собак нет. Так же нечистыми считаются погибшие животные, люди, вещи , сосуды имевшие контакт с трупами тоже являются некоторое нечистыми, нужно сделать омовение, нельзя появлятся в общественных местах и т.п. Вещи обязательно омываются.  Скорей это всего предосторежение практическое и гигиеническое, что бы избежать массового заражения через пищу, что в жарком климате очень нужно. Все животные и птицы , которые питаются падалью являются нечистыми для употребления в пищу животными, вполне разумно.
Нечистота в Левитах  гл. 12 не означает, что то проклятое , например нечистыми считаются женщины после родов и во время критических дней. Им запрящается выходить из дома и спать с мужем, что является защитой женщины от послеродовой инфекции . Законы в Левите имеют практический смысл, как например в гл.13 говорится о том, что при появление непонятного кожного заболевания больной объявляется нечистым, до тех пор пока не убедятся, что это не проказа. Прокаженные являются нечистыми, до полного излечения , об этом говорится в гл.14. Эти постановления ради того, что бы зараза  массого не распростанялась.

#3 Мерген

Мерген

    Advanced Member

  • Участники
  • PipPipPip
  • 61 сообщений

Отправлено 25 April 2016 - 11:35






0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Copyright © 2017 MongolDog